Приложение
к письму Министерства образования
и науки Российской Федерации
от «28 » июня 2012 г. № ИП-535/03
1. Кто определяет правила приема в учреждение?
Какова в этом вопросе роль нормативных актов учредителя - органов
местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере
образования?
В соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации «Об
образовании» (далее - Закон) правила приема граждан в образовательные
учреждения в части, не урегулированной Законом, другими федеральными законами, порядком
приема в образовательные учреждения, установленным Минобрнауки России (для
общеобразовательных учреждений - Порядок приема граждан в общеобразовательные
учреждения утвержден приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № 107,
зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2012 г., регистрационный № 23859,
далее - Порядок), а в государственные и муниципальные образовательные
учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях
соответствующих типов и видов определяются каждым образовательным учреждением
самостоятельно. При определении образовательными учреждениями правил приема
граждан они не могут руководствоваться актами учредителя по этому вопросу.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов в сфере образования относится учет детей,
подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих
общеобразовательные программы, закрепление определенной территории
муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным
учреждением.
2. Является ли
свидетельство о регистрации на закрепленной территории обязательным условием
приема в школу?
В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской
Федерации и пунктом 3 статьи 5 Закона государство гарантирует гражданам
общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое
образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего
образования, независимо, в том числе, от места жительства.
Вместе с тем при получении общего образования должна
быть обеспечена территориальная
доступность
образовательного учреждения для
всех граждан, которые проживают
на близлежащей территории и имеют право на получение образования
соответствующего уровня.
Свидетельство о регистрации (либо по форме 3
«регистрация по месту пребывания», либо по форме 8 «регистрация по месту
жительства», определенных административным регламентом предоставления
Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному
учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 20 сентября
2007 г. № 208, зарегистрирован Минюстом России 28 ноября 2007 г.,
регистрационный № 10545) является только подтверждением факта проживания
ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и
российским законодательством право ребенка на образование не может быть
ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.
Если родители выбрали для ребенка школу в другом
муниципалитете или регионе их право на образование будет «несколько отсрочено»:
они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1-го
августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1-го августа.
При наличии свободных мест прием детей, не
зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1
августа сразу после окончания приема в 1 класс всех детей, зарегистрированных
на закрепленной территории (пункт 16 Порядка).
3. Может ли школа отказать в приеме в 1 класс
ребенка, проживающегопо адресу, закрепленному за школой?
Закрепленным лицам отказывается в приеме в учреждение только
по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае отказа в предоставлении
места в учреждении родители (законные представители) для решения вопроса об
устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в органы местного
самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района,
городского округа (пункт 6 Порядка).
4. Правомерно ли получение общего образования
иностранными
гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, на
бесплатной основе?
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются
в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации (пункт
3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 28
Конвенции о правах ребенка 1989 года государства-участники признают право
ребенка на образование и принимают такие необходимые меры, как введение
бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой
помощи. На основании пункта «е» статьи 3 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с
дискриминацией в области образования 1960 года, государства, являющиеся
сторонниками Конвенции, обязуются предоставлять иностранным гражданам,
проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим
гражданам.
Таким образом, дети-иностранцы, находящиеся на территории
Российской Федерации, имеют наравне с гражданами Российской Федерации право на
получение общего образования на бесплатной основе.
5. Правомерно ли при приеме в 1 класс проводить
тестирование или
другие конкурсные испытания?
Прием закрепленных лиц в общеобразовательные учреждения всех
видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора).
Только государственные и негосударственные учреждения,
реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших
выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или
спорта, в целях наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся
предусматривают в правилах приема граждан в учреждение механизмы выявления у
детей данных способностей (пункт 7 Порядка).
6. Вправе ли школа при записи в 1 класс требовать
медицинскую справку о состоянии здоровья?
Требование в качестве обязательного документа при
приеме в общеобразовательное учреждение медицинского заключения о состоянии
здоровья ребенка будет являться ограничением их прав, так как согласно статье 5
Закона гражданам гарантируется общедоступность начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования, в том числе независимо от
состояния здоровья. В связи с чем, в пункте 13 Порядка установлено, что
указанное заключение представляется родителями (законными представителями)
ребенка по их усмотрению.
7. Кто при
приеме на свободные места в школу имеет право первоочередного приема?
При приеме на свободные места граждан, не зарегистрированных
на закрепленной территории, преимущественным правом обладают граждане, имеющие
право на первоочередное предоставление места в учреждении в соответствии с
законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации (пункт 18 Порядка).
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. №
3-ФЗ «О полиции» (статья 46) данная льгота установлена для следующих категорий
граждан:
1) дети сотрудника полиции;
2) дети
сотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного
повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;
3) дети
сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период
прохождения службы в полиции;
4) дети
гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие
увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением
служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы
в полиции;
5) дети
гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после
увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья,
полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие
заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших
возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;
6) дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении
сотрудников полиции, граждан Российской Федерации, указанных в вышеприведенных
пунктах 1-5.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г.
№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» данная льгота установлена для следующих
категорий граждан:
1)
дети военнослужащих по месту жительства их семей
(статья 19);
дети
военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы,
проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с
военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной
службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными
мероприятиями. Данной льготой указанная категория граждан может воспользоваться
в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца (статья 24).